?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Грузинское многообразие и субэтносы .
heshilao
Этот постинг я сначала написал для Дарбази.инфо, при обсуждении статьи какого-то епифанцева- российского стратеха, вещавшего на тему "маленькой империи", ассимиляций, мегрелах жаждущих власти в Грузии, независимых мегрелиях и прочая фантастика, столь полюбившаяся некотрым росс. пропагандистам .
В ходе обсуждения были высказаны мысли о том, что вредны шутки в стиле -кто же больше грузин (из субэтносов), и что деление на эти субэтносы дают карты в руки врагам. И некоторые другие опасения на этот счет...
Вчера эту тему подняли в вопросе об административном делении, и о том, что деление на субэтнические регионы -пережиток прошлого .

--
Многообразие в Грузии стоит поддерживать . И мегрельский, и сванский нужно изучать . Ввести изучение этих языков в школе .Всячески поддерживатьи поощрять самобытность (диалекты, традиции и т.д.)
Мы не должны оглядываться вообще на епифанцевых. Не имеет никакого значения, как воспринимает какой-то российский гражданин, фразы "я мегрел, мтиул, хевсур" и т.д.
Если он думает, что это признак империи, ассимиляции, сепаратизма - пусть демонстрирует свою тупость и дальше.

Да, у грузин уникальное многообразие.
В Грузии великолепная культурная мозаика , каждый элемент которой является неотъемлемым, важным и ценным. Если каждый грузин забудет свои региональные традиции, диалекты, танцы, пение, адаты - то грузинская культура станет намного примитивнее и беднее.
Что бы было( к примеру) с ансамблем Эрисиони, если бы он вместо рачули, кинтаури, хевсурули, ачарули и т.д. исполнял бы лишь один танец ? образно говоря... Это кому-то надо?

Подавление, забивание многообразия вызовет куда больше неприятностей.
Не стоит волноваться насчет шуток. Это братские шутки и обижаться на них также глупо, как обижаться на дружеские подколки брата или близкого родственника, в котором ты уверен.
Епифанцевы рассчитывают на два сценария

1)– их вранье сработает и появится реальная неприязнь на почве взаимных претензий на тему т.н. ассимиляции и подозрений - между мегрелами, кахетинцами, хевсурами, сванами и т.д. Т.е. именно национальная рознь –«вы наш язык забиваете, нашу культуру не любите» и т.д.
Потому нужно всегда поддерживать наше многообразие. В государственном плане грузины давно уже едины. А культура не обязана быть общей. Зато попытки её нивелирования –чреваты...

2)– если вранье не подействует на самих мегрелов \сванов и т.д., то есть шанс, что вдруг оно напугает «картлов»(в понимании автора статьи) и они примутся доказывать , что все грузины – одно и тоже, и что не зачем выделяться, начнут нервничать на почве неких «заговоров» и т.д. А это уже вызовет справедливую неприязнь у тех, кто уважает многообразие грузинской нации, и кто не собирается забывать свои корни.

Словом одно нужно помнить –епифанцевы добра не пожелают. Но оглядываться на них точно не надо.
Я хевсур, и не собираюсь никогда об этом забывать. И не для того узнаю различия хевсурского диалекта от грузинского, запоминаю адаты, что бы потом вдруг стать неким «универсальным или обобщенным грузином» .
При этом естественно, метр грузинской земли в Абхазети, для меня равен метру грузинской земли в Хевсурети.

И если спросить, кто мне ближе и роднее – самобытный житель высокогорного аджарского села, чью уникальность я рассматриваю как важную и дорогую сердцу деталь общей грузинской культурной мозаики или эдакий общечеловек\общегрузин, все более походящий на обще-европейского бюргера и вообщем то мало чем напоминающий грузина – то ответ очевиден – ближе первый.
- Воспитывали меня в уважении к нашему многообразию, а не в страхе перед тем, а не подумает ли кто-то, что хевсуры\мегрелы или еще кто-то –хочет захватить власть или отделиться .
Словом – сила в единстве, а единство в уважении к многообразию.

---

И при исчезновении субэтносов, исчезнет и многообразие. Тесная связь со своим родовым гнездом, со своим маленьким регионом -залог того, что каждый выходец из Рачи, Сванети, Хевсурети, очень радеет о культурном наследии своего региона. То, что зовется "местечковым патриотизмом", является гарантией массового интереса к культуре, к танцам, пению. По сути это министерства культуры, которые занимаются бесплатно тем, для чего в Европе (где пласт обще-человеков все больше и больше) тратятся немалые деньги.

В многих странах Европы, энтузиасты уже искусственно воссоздают или поддерживают разнообразие в своих странах. Потому что основной массе уже до фени свои традиции, они не отличают народные танцы из разных уголков, не отличают костюмы(за исключением тех, кому это нужно по профессии)

А взять туризм - сейчас любой турист может наблюдать в Грузии совершенно естественное, искреннее многообразие.Ему не надо смотреть на искусственные , постановочные спектакли, когда многообразие существует только в "заповедничках" , лишь имитирующих многообразие, в совершенно безликой стране. "Многообразие" которое уже чуждо самим местным.

еще один аргумент - любовь к краю, это возможность разгрузить Тбилиси и укрепить опустевшие регионы. Все края смогут развиваться более равномерно . Когда человека тянет в его край не только материальные блага, то это очень удобно для государства. Тех же субсидий на развитие регионов понадобиться меньше

и зачем же в Грузии всем быть "общими" грузинами?


  • 1
по тому и не понимаешь :), т.к. у меня нет притензий к с-этносам, у меня притензии к людям, народу, менталитету..
одноклассник/однокурскник, это тот с кем ты 5/10 лет в учебке оттрубил, сосед - тут все ясно, и с земляком на уровне грузин-грузин или село-село тоже все понятно, но я не понимаю всего того же на уровне хевсур-хевсур или гуриец-гуриец, понимаешь? зачем этот, когда есть "грузин-грузин"..

1. ну знаешь, я щас тебе дам ссылку на какой нить молодежный казачий хор, и буду утверждать что в рф так повсеместно :)
ну не серьезно..
заметное размывание с-э началось условно говоря с 19 века, а в 20-м шло экспресом, внешние атрибуты куда то делись? я конечно говорю о том что ты судя по всему считаешь вн.атрибутом :), а именно песни и танцы. такие "атрибуты" как диалекты и костюмы, ушли уже к первой четверти 20-ого века.

2. про тебя :)
кстати у тебя сестра есть? если есть, я приеду в гости и посмотрю, с каким лицом ты меня к ней в постель положишь, по хевсурски т.с. :)) (да да это проверка :))
теперь серьезно, знаешь почему ты изучаешь? (под ты - среднестатистический грузин за границей) потому же почему и я, очень просто, потому что не в грузии. зов крови.
вероятность того, что ты бы делал тоже самое живя в хевсурети, процентов 5. будешь спорить? :)
это самое удручающее мое впечатление от аборигенов, ну и не только мое. когда я, московит, месхетинцам рассказывал об их свадебных обычаях.. а в городах дело еще хуже.. да есть энтузиасты, но их настолько мало..это вообще никак не видно..
забылась и ушла тьма всего, но люди продолжают цепляться за с-э, зачем? это ведь не есть фактор объединяющий, по понятным причинам.

2.2. давидище, какой восхищаться, спрашивают потому что _важно_ откуда ты, вот это мне и не нравится..

3. сегодня поддерживается эрисионями, энтузиастами и стариками, первые два считай гос.заказ.
дат, ты _изучаешь_, понимаешь? это уже искусственно, и здесь нет категории заставляют/незаставляют. ты не живешь в этом..

4. считай я этого не видел :)
5. попроси его радоваться не свану а имеретину, выживешь, поговорим дальше :)))
6. формирование единой нации
7. с-э-ть уходит, уже давно, улыбаемся и машем :)
8. постоянно, начиная с войн 90-х, и заканчивая политической борьбой.
бурджанадзе представляет интересы определенных лиц, входящих в определенный.. субэтнический клан.

теперь коротко:
аджарцы, сваны, гурийцы и мохевы - картвели.
их обычаи костюмы и танцы (отдельно выделяю, блин, в тебе танцор умер наверное, больше всего тебя они волнуют :)) - картвельские танцы.
что то нужно добавить? вот я за это.
в смысле поднимать картвельскую культуру, а не хевсурскую или сванскую.

ps. знаешь, мне этот спор напоминает вечное..
как в японии, когда самураев, поборников традиций гоняли..
кто в итоге прав?
вот и я хз :)

  • 1