?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Грузинское многообразие и субэтносы .
heshilao
Этот постинг я сначала написал для Дарбази.инфо, при обсуждении статьи какого-то епифанцева- российского стратеха, вещавшего на тему "маленькой империи", ассимиляций, мегрелах жаждущих власти в Грузии, независимых мегрелиях и прочая фантастика, столь полюбившаяся некотрым росс. пропагандистам .
В ходе обсуждения были высказаны мысли о том, что вредны шутки в стиле -кто же больше грузин (из субэтносов), и что деление на эти субэтносы дают карты в руки врагам. И некоторые другие опасения на этот счет...
Вчера эту тему подняли в вопросе об административном делении, и о том, что деление на субэтнические регионы -пережиток прошлого .

--
Многообразие в Грузии стоит поддерживать . И мегрельский, и сванский нужно изучать . Ввести изучение этих языков в школе .Всячески поддерживатьи поощрять самобытность (диалекты, традиции и т.д.)
Мы не должны оглядываться вообще на епифанцевых. Не имеет никакого значения, как воспринимает какой-то российский гражданин, фразы "я мегрел, мтиул, хевсур" и т.д.
Если он думает, что это признак империи, ассимиляции, сепаратизма - пусть демонстрирует свою тупость и дальше.

Да, у грузин уникальное многообразие.
В Грузии великолепная культурная мозаика , каждый элемент которой является неотъемлемым, важным и ценным. Если каждый грузин забудет свои региональные традиции, диалекты, танцы, пение, адаты - то грузинская культура станет намного примитивнее и беднее.
Что бы было( к примеру) с ансамблем Эрисиони, если бы он вместо рачули, кинтаури, хевсурули, ачарули и т.д. исполнял бы лишь один танец ? образно говоря... Это кому-то надо?

Подавление, забивание многообразия вызовет куда больше неприятностей.
Не стоит волноваться насчет шуток. Это братские шутки и обижаться на них также глупо, как обижаться на дружеские подколки брата или близкого родственника, в котором ты уверен.
Епифанцевы рассчитывают на два сценария

1)– их вранье сработает и появится реальная неприязнь на почве взаимных претензий на тему т.н. ассимиляции и подозрений - между мегрелами, кахетинцами, хевсурами, сванами и т.д. Т.е. именно национальная рознь –«вы наш язык забиваете, нашу культуру не любите» и т.д.
Потому нужно всегда поддерживать наше многообразие. В государственном плане грузины давно уже едины. А культура не обязана быть общей. Зато попытки её нивелирования –чреваты...

2)– если вранье не подействует на самих мегрелов \сванов и т.д., то есть шанс, что вдруг оно напугает «картлов»(в понимании автора статьи) и они примутся доказывать , что все грузины – одно и тоже, и что не зачем выделяться, начнут нервничать на почве неких «заговоров» и т.д. А это уже вызовет справедливую неприязнь у тех, кто уважает многообразие грузинской нации, и кто не собирается забывать свои корни.

Словом одно нужно помнить –епифанцевы добра не пожелают. Но оглядываться на них точно не надо.
Я хевсур, и не собираюсь никогда об этом забывать. И не для того узнаю различия хевсурского диалекта от грузинского, запоминаю адаты, что бы потом вдруг стать неким «универсальным или обобщенным грузином» .
При этом естественно, метр грузинской земли в Абхазети, для меня равен метру грузинской земли в Хевсурети.

И если спросить, кто мне ближе и роднее – самобытный житель высокогорного аджарского села, чью уникальность я рассматриваю как важную и дорогую сердцу деталь общей грузинской культурной мозаики или эдакий общечеловек\общегрузин, все более походящий на обще-европейского бюргера и вообщем то мало чем напоминающий грузина – то ответ очевиден – ближе первый.
- Воспитывали меня в уважении к нашему многообразию, а не в страхе перед тем, а не подумает ли кто-то, что хевсуры\мегрелы или еще кто-то –хочет захватить власть или отделиться .
Словом – сила в единстве, а единство в уважении к многообразию.

---

И при исчезновении субэтносов, исчезнет и многообразие. Тесная связь со своим родовым гнездом, со своим маленьким регионом -залог того, что каждый выходец из Рачи, Сванети, Хевсурети, очень радеет о культурном наследии своего региона. То, что зовется "местечковым патриотизмом", является гарантией массового интереса к культуре, к танцам, пению. По сути это министерства культуры, которые занимаются бесплатно тем, для чего в Европе (где пласт обще-человеков все больше и больше) тратятся немалые деньги.

В многих странах Европы, энтузиасты уже искусственно воссоздают или поддерживают разнообразие в своих странах. Потому что основной массе уже до фени свои традиции, они не отличают народные танцы из разных уголков, не отличают костюмы(за исключением тех, кому это нужно по профессии)

А взять туризм - сейчас любой турист может наблюдать в Грузии совершенно естественное, искреннее многообразие.Ему не надо смотреть на искусственные , постановочные спектакли, когда многообразие существует только в "заповедничках" , лишь имитирующих многообразие, в совершенно безликой стране. "Многообразие" которое уже чуждо самим местным.

еще один аргумент - любовь к краю, это возможность разгрузить Тбилиси и укрепить опустевшие регионы. Все края смогут развиваться более равномерно . Когда человека тянет в его край не только материальные блага, то это очень удобно для государства. Тех же субсидий на развитие регионов понадобиться меньше

и зачем же в Грузии всем быть "общими" грузинами?


  • 1
(Deleted comment)
мне тоже нравится эта фраза.
Всегда важно дать расцвести каждому. тогда и отношение к "теплице" вырастившей его будет благодарным :)

мда, старик эриксон все таки был тысячу раз прав :)
ты о внешнем проявлении субэтничности, пляски, шапки и др., а меня оно мало волнует, с ним то как раз ничего не произойдет, с этим как раз все будет наоборот, оно будет развиваться.. сепаратизм тоже всерьез неинтересен..
я имел ввиду другое, внутреннее проявление..
дат, ну положа руку на сердце, ну какой ты хевсур? (не обижайся, я месх не больше чем ты хевсур:)) ты сколько раз в жизни там был? носитель диалекта? обычаев? и др.
понимаешь о чем я? ты грузин, как и я, просто грузин, без продолжения, сегодня, абсолютно, на мой взгляд лишнего..
да наши родители были родом откуда то, но мы уже имеем ну совсем опосредованное отношение к субэтносам, по большому счету кроме фамилии никакого, а часто и фамилия не отражает..если брать непосредственно грузию, то там ситуация совершенно такая же..
сколько тушин ни разу не бывших в тушети, сколько мегрелов не знающих ни слова по мегрельски, или аджарцев, до конца не понимающих что такое аджарец? (это отстраненные примеры) однако все они, повторюсь - _все_, будут бить себя в грудь пяткой и смаковать субэтническое происхождение, и пускать слезу над фотографией дедовского дома, а не дай бог узнают что твоя бабушка тушинка/мегрелка или с батуми, задушат в объятьях, хотя до этого знания ты был не особо им интересен (да я утрирую, но это такая утрированная, правда :)), ну это же детский сад..
какое к черту многообразие там видят туристы?? все поголовно ходят в джинсах, напевают бритни и трясуться под арэнби? (ну или что там сейчас модно)
его уже н е т у! оно в головах только и осталось..
ансамбли и остальные фолк-профи, это копейки, да и для них это по большей части уже работа..
к слову, у киргизов, «уникальное многообразие», совсем чу-чуть не более уникально и многообразно чем наше, а сколько еще таких? :)

исчезновение субэтносов – _неотвратимый_ процесс, в рамках формирования нации, который идет уже давно, а излишнее, (сегодняшнее принципиальное цепляние за корни именно это имхо и есть) его торможение, есть торможение прогресса.

а национальные региональные пляски, песни, обычаи, парикаобы, одежи и т.д., это все совсем другое, оно не исчезнет, и не унифицируется, с чего ты взял что танец будет один?
не боись, плясать будут по полной программе :)
оно все будет поддерживаться и развиваться, да искусственно..
как сегодня _уже_ и делается.

старик эриксон - *№%**@&* :))
Честно говоря не понял тогда суть претензий к с-этн. Если культурное многообразие ты приветствуешь, то неужели тебя так сильно напрягает то, что кто-то обрадуется встрече с земляком?
Ну так а как радуются люди увидев одноклассников, однокурсников, соседей по двору ? Это то у всех есть. А у нас есть еще такое и на региональном уровне. Так как с регионами связано больше чем у многих других народов. Про киргизов не знаю, но вот тут у меня, всем пофиг откуда ты. ибо везде одно и тоже.

1) с внешними атрибутами очень даже произойдет. как это происходит тут(в ес-е в смысле ) Вот тут кроме рнб и бритни(ну и всей этой лабуды) ничего нет . И никто и нигде не танцует народные танцы, не поет народных песен и т.д. (вот только кружки энтузиастов и специализированные выступления) . В ютюбе нет ни одного простого, бытового исполнения народной песни. И сравни это с Грузией . http://www.myvideo.ge/?video_id=480665
Такие вот "любители бритни и рнб" =) как видишь, люди танцуют свое, поют свое, любят свое.

2)Ты ведь сам пишешь, про мегрел, не знающих мегрельского, аджарцев не знающих особенностей своего региона. И это печально.
Ну и что же - этот мегрел является хранителем какого-то творчества ? он поет на мегрельском? Знает особенности мегрельской полифонии ? Нет. Конечно он может кричать о мегрельскости и никак не интересоваться культурой, языком. Но если уж он "универсальный" грузин, то еще больше шансов что он ничем кроме бритни не интересуется. Потому что пропадает даже желание чем то подтвердить свое происхождение или суметь рассказать приятелю о своем крае.
То что я считаю себя и хевсуром - обязывает (не совсем верное слово конечно...скорее толкает, или подводит) меня к изучению истории, диалекта, обычаев , песен, танцев. Конечно я не могу на латвийцах использовать наши обычаи :)) но тем не менее.

2.2.)А спрашивают о регионе потому хотя бы, что они такие разные, что есть о чем поговорить в продолжении, есть чем повосхищаться, обсудить, а если люди еще и интересуются темами танцев, песен - то и об этом можно долго беседовать исключительно благодаря разнообразию.
Ну хотя бы вот, щас будем учить что-то горское из песен. естественно я постараюсь спеть на все сто :) мне интересно, воодушевляет. близка тема, мотивы. Это уже в крови, и тут нечего не сделаешь .

вот у нас тут спрашивают
-откуда ты?
-из такого-то города
-аа..(а сам думает - ну и чего с того собственно?? ) ...хм..да, интересно..а , ну там эта, крепость да, рядом?
-даа... (вот и поговорили)

вот и все. на бытовом уровне (про историков и искусствоведов не говорю) никто не интересуется этими регионами, их различиями, особенностями.

3) зачем сначала бежать от субэтнических делений, а потом искусственно поддерживать в жизнь в уже чуждым местным традициях ?

про искусственное поддержание сейчас -не согласен. искусственно будет, когда из 20 чеовек никто не сможет ни спеть, ни станцевать, ни стих прочитать - а для всего этого будут приглашать "специалистов". Сейчас это не так.
И я не считаю, себя искусственно поддерживающим. Мне никто не платит за изучение -значения хевсурских орнаментов,- сказаний, -особенностей диалекта, и т.д. Никто мне не заплатит за более усердное изучение именно горских песен, танцев. Но самому мне это хочется знать\уметь хорошо -во многом благодаря интересу и любви к краю. Я только рад такому дополнительному стимулу.
А как следствие, мне интересно что у других с.-этносов, в других регионах и т.д.

4) я еще писал про разгрузку Тбилиси(сегодня в Грузии большой крен в пользу столицы) - это важный момент. Как ты станешь поднимать какой-нибудь депрессивный регион ? Либо огромнейшими вложениями, установлением особых эконом. зон, государственным строительством всего и вся -либо сможешь на всем неплохо сэкономить (не полностью естественно), сыграв на той же тяге к краю.

Это как с Грузией в целом . Туда ведь возвращаются не на миллионные заработки, а потому что многих тянет.

5) я не вижу ничего плохого в этой субэтничности. Есть явные плюсы. А минусы какие -то неубедительные... ну будет кто-то слушая только бритни, говорить что он истинный ..ну...сван к примеру . ну и что? Ну даже 10 будет таких. А одного это(его происхождение) побудит изучать свою настоящую культуру. чем это помешает? Тем что он обрадуется встретив другого свана? Ну пусть радуется.

Как государственная нация грузины уже цельные и неделимые. Разве в августе кто-то отказался воевать там-то и там, потому что это не их край ? нет конечно. это уже из серии фантастики.

6)какой прогресс мы тормозим?
7) про танец было образно. Но то, что уничтожение субэтничности нанесет урон культуре , имхо очевидно.

8) когда последний раз, этот т.н. местечковый патриотизм и субэтничность повредили Грузии на практике ?
Разве те кто сейчас тащится в кремль являются яркими представителями сванов или хевсур? все эти бурджанадзЫ, ногаиделЫ...
После совковой оккупации Грузии, в том числе и на земле "местечковых" горцев зарождались очаги сопротивления... и не слабые .

по тому и не понимаешь :), т.к. у меня нет притензий к с-этносам, у меня притензии к людям, народу, менталитету..
одноклассник/однокурскник, это тот с кем ты 5/10 лет в учебке оттрубил, сосед - тут все ясно, и с земляком на уровне грузин-грузин или село-село тоже все понятно, но я не понимаю всего того же на уровне хевсур-хевсур или гуриец-гуриец, понимаешь? зачем этот, когда есть "грузин-грузин"..

1. ну знаешь, я щас тебе дам ссылку на какой нить молодежный казачий хор, и буду утверждать что в рф так повсеместно :)
ну не серьезно..
заметное размывание с-э началось условно говоря с 19 века, а в 20-м шло экспресом, внешние атрибуты куда то делись? я конечно говорю о том что ты судя по всему считаешь вн.атрибутом :), а именно песни и танцы. такие "атрибуты" как диалекты и костюмы, ушли уже к первой четверти 20-ого века.

2. про тебя :)
кстати у тебя сестра есть? если есть, я приеду в гости и посмотрю, с каким лицом ты меня к ней в постель положишь, по хевсурски т.с. :)) (да да это проверка :))
теперь серьезно, знаешь почему ты изучаешь? (под ты - среднестатистический грузин за границей) потому же почему и я, очень просто, потому что не в грузии. зов крови.
вероятность того, что ты бы делал тоже самое живя в хевсурети, процентов 5. будешь спорить? :)
это самое удручающее мое впечатление от аборигенов, ну и не только мое. когда я, московит, месхетинцам рассказывал об их свадебных обычаях.. а в городах дело еще хуже.. да есть энтузиасты, но их настолько мало..это вообще никак не видно..
забылась и ушла тьма всего, но люди продолжают цепляться за с-э, зачем? это ведь не есть фактор объединяющий, по понятным причинам.

2.2. давидище, какой восхищаться, спрашивают потому что _важно_ откуда ты, вот это мне и не нравится..

3. сегодня поддерживается эрисионями, энтузиастами и стариками, первые два считай гос.заказ.
дат, ты _изучаешь_, понимаешь? это уже искусственно, и здесь нет категории заставляют/незаставляют. ты не живешь в этом..

4. считай я этого не видел :)
5. попроси его радоваться не свану а имеретину, выживешь, поговорим дальше :)))
6. формирование единой нации
7. с-э-ть уходит, уже давно, улыбаемся и машем :)
8. постоянно, начиная с войн 90-х, и заканчивая политической борьбой.
бурджанадзе представляет интересы определенных лиц, входящих в определенный.. субэтнический клан.

теперь коротко:
аджарцы, сваны, гурийцы и мохевы - картвели.
их обычаи костюмы и танцы (отдельно выделяю, блин, в тебе танцор умер наверное, больше всего тебя они волнуют :)) - картвельские танцы.
что то нужно добавить? вот я за это.
в смысле поднимать картвельскую культуру, а не хевсурскую или сванскую.

ps. знаешь, мне этот спор напоминает вечное..
как в японии, когда самураев, поборников традиций гоняли..
кто в итоге прав?
вот и я хз :)

(Deleted comment)
ну а я что сказал? :)

(Deleted comment)
а, пардон, я не понял просто :)

Полностью с вами согласен. Убив субэтнический вопрос Грузии, умрет национальное самосознание Грузин.

да, как ни крути, а пользы от исчезновения субэтничности сейчас нет.
Грузин сейчас либо предан Грузии, либо нет.
от субэтники это не зависит, так чего её ущемлять :)

От закрывания глаз на субэтнический вопрос пользы вообще никогда не будет! Это колорит народа, его сердце, душа - его ВСЁ!!!

У одного Азербайджанца как-то спросили, чем они отличаются от Грузин? На, что он ответил - Грузины очень самобытная нация, нас отличает то, что Грузины в десять, сто, тысячу раз самобытнее нас.

Люди это видят и восхищаются этим. Так, что нет правды в том, что пытаться закрыть на это глаза или представить это злом. Те кто пытаются играть на этом в своё время получат очень хорошо.

Если не читали, то прчочтите:

О языках и прочем Владимир (Зеев)Жаботинский
http://ru.wikisource.org/wiki/О_языках_и_прочем_(Жаботинский)

Например, цитата оттуда -

" Самое лучшее, самое прекрасное в мировой культуре — это именно ее многообразие. Каждая историческая нация внесла в нее свои особые, неподражаемо-своеобразные вклады, и в этом бесчисленном множестве форм, а не в количестве результатов и заключается главное богатство человеческой цивилизации. Если бы маленький двухмиллионный народ, населяющий Норвегию, послушался во время оно советов г. Струве и, вместо того чтобы «тратить» силы на создание собственной культуры, записался в немцы, — то в учебнике немецкой словесности числилось бы несколькими именами больше, но за то не было бы на свете того совершенно своеобразного, особенно благоухающего, индивидуально ценного божьего букета, который называется норвежской литературой. Да и нельзя никак противопоставлять «размножение культур» «подъему культуры вообще». Ибо с равным правом (а по-моему с большим) можно сказать, что «культуры вообще» нет, что это абстракция, ибо конкретно существуют (если, конечно, не считать машин и прочей мертвой утвари) только отдельные культуры отдельных наций. И это значит, что отдельная личность, участвующая в создании культуры, будь это поэт, философ, ученый или политик, может наилучше развить и использовать свои творческие силы, наиполнейшим образом sich ausleben только в родной среде, в родной обстановке и атмосфере, где все хотя не осязаемо, но ощутимо пропитано родными соками. В чужой обстановке значительная часть творческих сил уходит на преодоление какого-то естественного трения, хотя бы иногда неосязаемого, и потому результаты такого творчества меньше и беднее. С этой точки зрения стоит (даже в интересах «подъема культуры вообще») потратить много сил и много лет на создание особой бурятской или якутской культуры, чтобы создать обстановку, в которой потом бурятские и якутские таланты разовьются лучше, полнее и с большею пользой для человечества, чем развились бы в «общерусской» среде, созданной и пропитанной влиянием других наций. Раздробление сил, «растрата энергии» тут с лихвою будут возмещены впоследствии интенсификацией творчества в отдельных национальных коллективах. Если тут есть «обособление». то это обособление законное, необходимое: так «обособляется» художник, когда затворяется в своем кабинете, убранном по его вкусу, никого к себе не впускает — и пишет прекрасное произведение на радость и пользу всем людям."

  • 1